В связи с настоящим фестивалем многонациональных извинений перед великими табасаранами, горскими евреями и прочими харадримами не могу не выложить один великолепный текст из 2013 г.: "Кавказ – сила" - смешные слова для человека, минимально изучавшего историю. Видите ли, сам факт обитания какого-либо народа в горах свидетельствует о том, что этот народ проиграл конкурентную борьбу за плодородные поля и богатые зверем леса, и был вынужден сбежать в горы, словно Березовский - в Лондон. Почему? А потому, что в горах плохо. Очень плохо. В горах: 1. Мало плодородной земли, развитое сельское хозяйство (и, следовательно, развитая цивилизация) невозможно. Общество застревает на самом примитивном этапе развития и не в силах двинуться дальше. 2. Чудовищная транспортная связность. Путешествие даже в соседний аул превращается в опасное приключение, загнанный в горы народ теряет внутренние связи и начинает распадаться на множество изолированных групп. О каком-то государственном или национальном строительстве смешно и говорить, возникает дагестанская ситуация, когда на маленьком клочке земли - свыше 200 народов, по принципу "отдельная долина - отдельный народ". 3. Ситуация "вечного плена" - не научившись выживать на равнине, горцы навсегда оказываются прикованы к своим горам, их радиус передвижения диктуется возможностью вернуться в родной аул, контакты с внешним миром и представления о нем деформируются до крайности. Ср. с русской колонизацией Сибири, когда люди катились все дальше и дальше неостановимым потоком, "сегодня здесь - завтра там", дойдя в итоге до Аляски. Для горского сознания это абсолютно немыслимо, "сегодня здесь - всегда здесь!". 4. Даже развитый народ, попав в горы, быстро распадается на множество изолированных племен, а его общественное устройство (из-за нехватки ресурсов - чтобы кормить самый простой госаппарат, нужен избыток еды, для избытка требуется развитое сельское хозяйство) скатывается на примитивный уровень. Какое-то развитие возможно лишь в индустриальную эпоху, но и тогда построение базовой инфраструктуры (типа прокладки дорог) требует чудовищных, по сравнению с равнинными территориями, расходов. Жить в горах - дорого и очень трудно, это концлагерь под открытым небом. Горы - убежище лузеров, проигравших в исторической борьбе... кому? Верно, кочевникам. В случае российских кавказцев, в горы их загнали ногайцы. Любопытно, что в Первую чеченскую прошла церемония торжественного исторического примирения между чеченцами и ногайцами, на которую мало кто обратил внимание, хотя она была как раз про это. "Ногайцы, вы ведь не будете нас больше гонять, а, ногайцы?" С другой стороны, если мы на секунду оставим отважных кавказцев, в ужасе сбежавших от детей степей в горы и просидевших там всю мировую историю, пока другие народы рождались, сражались, торжествовали и гибли, и посмотрим на русских, то мы обнаружим, что вся наша колоссальная империя обязана жесткому типу государственности, выработанному постоянным противостоянием с кочевниками. Какие качества в людях формирует необходимость выйти в чистое поле и встретить Орду? 1. Стратегическое мышление. Противостояние Орде - одна большая стратегическая операция: строительство крепостей, засечных линий, рытье рвов, просчитывание возможных путей подхода Орды и их нейтрализация. Все это не делается за год и даже не делается за десятилетие. Необходимость противостоять Варварам с Востока воспитывает привычку мыслить на поколения вперед, как и мыслили наши предки. Сиюминутный порыв, легкомыслие, "я подумаю об этом завтра" приводили к тому, что завтра приходила Орда и кирдык котенку. Кочевники приучили русских мыслить веками. 2. Строительные и инженерные навыки. Опять-таки, крепости, оборонительные линии, рвы, волчьи ямы и неуклонное наступление на Степь. Борьба с Ордой - это еще и гигантская инженерная операция, приучающая строить много, строить быстро, строить качественно. Не можешь быстро, ловко и изобретательно возводить оборонительные рубежи - беги в свои горы и прячься за камушком. Наши предки - смогли, причем после победы над Ордой полученный навык строительства оборонительных линий был применен при усмирении многих других народов, включая кавказские, русский солдат был подобен римскому легионеру, приученному в кратчайшие сроки строить сложнейшие сооружения, изменяя под себя само пространство. 3. Национальное единство. Орде невозможно противостоять в одиночку - требуется вся мощь Земель Русских, как для выхода на поле боя, так и для мобилизации ресурсов для оборонительного строительства. "Собирание Земель Русских" - главная стратегическая цель, которую поставили себе московские князья, и к которой они неостановимо шли поколениями. Именно Орда обеспечила сплочение множества славянских племен в единый народ, объединенный общей целью. "Спаяно кровью". 4. Личное мужество и дисциплину. Ты не можешь сбежать от кочевника с поле боя - он тебя догонит и пленит. Ты можешь лишь держать строй и бесстрашно смотреть в глаза приближающемуся Степному Ужасу. Некуда бежать. Некого умолять. И не на что надеяться - кроме как на товарища, стоящего рядом. Горный стиль - набежали, напали из засады, короткая схватка, сбежали обратно - совершенно неприменим к битве на равнине, где от воинов прежде всего требуется железная стойкость и железное мужество, а самое страшное - даже не схватка, а ее ожидание, пока горизонт медленно темнеет, наливаясь Ордой. Кавказцы не смогли выдержать зрелище заливающей пространство темной силы степняков. Наши предки - смогли. 5. Практичность и лисья хитрость. Большую часть времени Орда была намного сильнее русских - и потому наши князья были вынуждены интриговать и использовать все средства дипломатии так, что их мудрости и ловкости позавидовал бы сам Маккиавелли. Не просто откупиться от степняков, а использовать их внутренние раздоры, использовать их против конкурентов в Собирании Земель Русских - именно в Орде наши княжеские элиты прошли жесткую школу манипуляции примитивными дикарями, которая дальше так пригодилась при стремительном расширении нашего государства. "Разделяй и властвуй", "натравливай одного врага на другого" - что могут этому противопоставить наивные горные племена, недоступностью гор лишенные необходимости дипломатии? Крик "Я твой мама рот ибаль"? Как образуются алмазы? На атомы углерода обрушивается чудовищное давление - и они превращаются в кристаллическую решетку, в алмаз. Именно чудовищное давление Орды превратило расхристанные русские княжества в народ-алмаз, который затем взрезал окружающее пространство, остановившись лишь на американском континенте. И именно этого давления не выдержали предки кавказцев, сбежав в горы, рассыпавшись, распавшись и так и прожив в страхе и дикости до XIX века, пока к ним не постучались войска нашей Империи, раскинувшейся к тому моменту от Германии до Китая. "Тук-тук, мазафакеры волосатые, вам посылка от почтальона Истории! 200 000 отборных русских солдат, которые вырубят ваши леса, возведут крепости, построят дороги в самых непроходимых чащобах, и всего за пару десятилетий до неузнаваемости трансформируют дикие горы, в которых вы жили столетиями, не имея сил приспособить их под свое удобство". Собственно, столкновение пугливых дикарей, столетиями прозябавших среди бесплодных скал, и финалистов мирового исторического соревнования (сколько там народов доросли до создания огромных империй? Чтобы их пересчитать, хватит пальцев одной руки) лучше всего описано у Михаила Юрьевича Лермонтова, в стихотворении "Спор": Тайно был Казбек огромный Вестью той смущен; И, смутясь, на север темный Взоры кинул он; И туда в недоуменье Смотрит, полный дум: Видит странное движенье, Слышит звон и шум. От Урала до Дуная, До большой реки, Колыхаясь и сверкая, Движутся полки; Веют белые султаны Как степной ковыль; Мчатся пестрые уланы, Подымая пыль; Боевые батальоны Тесно в ряд идут, Впереди несут знамены, В барабаны бьют; Батареи медным строем Скачут и гремят, И, дымясь, как перед боем, Фитили горят. И испытанный трудами Бури боевой, Их ведёт, грозя очами, Генерал седой. Идут все полки могучи, Шумны как поток, Страшно-медленны как тучи, Прямо на восток. И томим зловещей думой, Полный чёрных снов, Стал считать Казбек угрюмый — И не счёл врагов. Грустным взором он окинул Племя гор своих, Шапку на́ брови надвинул — И навек затих. Замечу, что стихотворение написано в 1841 году, за 23 года до окончания Кавказской войны - но Лермонтов, как и принято у русских, думал на поколение вперед. Через 23 года Казбек затих, а когда попытался проснуться, ему устроили пресловутую операцию "Чечевица" ("Поезд отправляется со станции Чечня, следующая остановка - Казахстан!"), а когда попытался еще раз - две Чеченские ("Просим уважаемый трибунал в Страсбурге рассмотреть дело о массовом геноциде чеченского народа федеральными войсками Российской Федерации"). Сейчас Казбек вновь впервые за два столетия гремит, но достаточно немного исторического мышления, чтобы понять, чем все это кончится. Серьезные народы не живут в горах. Серьезные народы живут на равнине, за право жить на которой вырезали и покорили всех остальных. Равнина с бескрайними плодородными полями, с быстрыми путешествиями по рекам, с богатыми дичью и строительным материалом лесами, с широким потоком колонистов расплодившегося на вольных хлебах народа - вот главный приз, вот самая желанная награда для выработавшей алмазную стойкость нации. А "дети гор" - позорная кличка проигравших народов.

Теги других блогов: история горы Кавказ